Синева Лариса – формовщица
Хождение по пескам
По библейской легенде, далекие предки Ларисы Синевой в поисках лучшей доли ходили по пескам 40 лет, а она ступает по этой горной породе уже два десятка лет – ногами, обутыми в ботинки с бронированными носками. Это нужно для предохранения конечностей на случай, если сверху свалится не манна небесная, а что-то потяжелей, к примеру, из рук выпадет железка, которой она трамбует песок. Правда, в её песках не заблудишься. Ими в глубину на несколько метров засыпан только плац – площадка, где производится формовка и литьё металлических изделий. Но песок, серый и прогорклый от воздействия раскаленным металлом, не отпускает. До выхода на заслуженный отдых по горячему стажу осталось три года, и нет резона бросать тяжёлую работу формовщицы на литейном участке «Ремонтно-механического предприятия».
Знакомьтесь:
Лариса Савельевна Синева – формовщица на литейном участке «Ремонтно-механического предприятия» (РМП). После окончания средней школы Лариса поступила на Саткинский чугуноплавильный завод – учеником формовщика. Через пять лет перешла на литейный участок «Магнезита», который позже стал относиться к РМП. Работает здесь уже 15 лет.
Засучив рукава
Впервые увидев Ларису Синеву, я смотрела на неё, как завороженная. А она и не замечала, что за ней наблюдают, так была увлечена работой. Вместе со своей напарницей Татьяной Ширинкиной натирала графитовым порошком углубление в земле, сделанное в виде ступицы внушительного колеса. Иначе как на четвереньках, заниматься этим было невозможно. Не поднимая голов, девушки усердно хлопотали над формой, а их незагорелые руки, беззащитно оголенные до плеч, были все в тёмных отметинах графита.
- А почему вы работаете в безрукавках? – спросила я Ларису во время нашей следующей встречи.
- Спустя рукава здесь не поработаешь. Они мешают, путаются везде. Да и жарко.
- Так ведь кожа страдает!
- А то как же! После такой работы чистого места на тебе нет. Обязательно принимаем душ, без этого на улицу не выйдешь.
- Каков весь процесс?
- Копаешь яму. В эту яму помещается деревянная модель и засыпается песком. Потом уплотняешь песок трамбовками, выравниваешь. Ставишь опоку железную. Это рама специальная. Ее, конечно, краном привозишь. Вручную не поднять, она тяжёлая. Потом модель вынимаешь. Красим края формы антипригарной краской или графитом обсыпаем, чтобы пригара не было. Потом в форму металл заливают, а когда отливка остынет, мальчики выбивают её кувалдами. Получается колесо или какое-то другое изделие. А песок идёт на очистку от металлических включений. Сначала его грузят на решётку бункера, он просеивается при помощи вибратора и попадает на ленту. По ленте – на элеватор. С элеватора – в бункер, оттуда – на бегуны, где девочки-земледелы добавляют в песок глину и воду – для лучшей связки. Готовую массу подают нам в коробках при помощи кранов. И всё сначала.
Тяжести и тонкости
- Копаешь яму в плацу. Песок здесь глубоко залегает – на несколько метров. Когда его только привозят, он светлый, рыжеватый. А потом становится серым от времени, металл его прожигает, окалина остаётся. Бывает, яму приходится копать больше своего роста. Работа такая: бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит, – иронизирует Лариса.
- А лопата с моторчиком? – пытаюсь иронизировать в ответ.
- С моторчиком. Две лошадиные силы.
- Почему две?
- Одной не хватит.
- А экскаватор применяется на земляных работах?
- Откуда такая роскошь, экскаватор, я вас умоляю? – вопросом на вопрос отвечает Лариса.
- А может что-то пойти не так?
- Как не может? Ещё как может! Если плохо протрамбовать, может случиться обвал формы, её может металлом размыть. Если плохо осадила низ, отливка может волнами пойти, будет брак. Так что сначала надо сделать «постель» - хорошенько утрамбовать основание. Сначала ручной трамбовкой, - показывает Лариса железный инструмент, похожий на молоточек для отбивания мяса, только больше. – А потом механической трамбовкой, которая работает от компрессора. Накладываешь массу и ещё трамбуешь. Потом берёшь лопату и накидываешь сверху. Делаешь питание для поступления металла. Поверх модели ставим круглый деревянный стояк, который оставляет отпечаток, и от него «рисуем» питание – отверстие для поступления металла. На сталь – широкую канавку, а на чугун – угловую, то есть в виде конуса или воронки.
- Не приходится начальству Вас подгонять?
- Не люблю, чтоб надо мной надзирали, - категорична Лариса. – Привыкла всё делать без понуканий. Если уж взялась за что-то, всё доведу до идеала. Пусть и работа тяжёлая. Кто-то должен это делать. Радует, что теперь формовка стала легче. На участке внедрена новая методика ЛГМ – литья по газифицируемым моделям. Но там пыль опять же. Когда горелый песок из коробки высыпается в опоку, пыль поднимается в воздух. В респираторе приходится работать. Хоть и задействована аспирация, но, когда пенопласт выжигается, небольшой запах всё же есть. Но больше его знают крановщики второй смены, которые работают под потолком цеха.
К южному морю
Тяжёлым ручным трудом Лариса занимается уже во втором поколении. Раньше они жили с семьёй в Ворошиловграде (ныне Луганск). А когда родители развелись, мама Бэла Борисовна Фельштейн привезла детей – Ларису и её старшего брата – в Сатку. Сама устроилась в трест «Уралдомнаремонт» каменщицей, возводила корпуса разных цехов «Магнезита», тянула двоих детей в одиночку. Оставила Ларисе в наследство квартиру.
Сейчас старший брат Ларисы Сергей Савельевич живет в Геленджике, носит мамину фамилию. У него свой туристический бизнес. По специальности он тоже каменщик, окончил 69-е училище в Сатке. Построил на черноморском берегу домики и сдаёт их отдыхающим. Когда сестра приезжает к нему на отдых, ей бонус – всё бесплатно.
- Как выйдете на пенсию, к брату уедете, наверное?
- Да вы что? Я свою Сатку ни за что не брошу.
- А в отпуск собираетесь на море?
- Хотелось бы. Но надо ещё дожить.
- А что делаете в свободное время?
- После такой работы устаю до такой степени, что даже с собакой гулять не хочется. Придёшь домой и только бы упасть. Но собака засидеться не даст. У меня тойтерьер. А если серьёзно, в школе у меня любимым предметом была история. Очень люблю смотреть исторические фильмы. Люблю одиночество, люблю сидеть и размышлять себе – о том, о сём.
Есть мнение
Мастер литейного участка РМП Владимир Карасов:
- О Ларисе могу сказать только в хорошем смысле. Это ответственный, дисциплинированный человек, знающий толк в производстве на своём участке работы. У неё большой опыт, опираясь на который она отстаивает собственную позицию. Знает, как сделать лучше. И пользуется уважением в коллективе.
ИСТОЧНИК: газета «МАГНЕЗИТОВЕЦ»