Контактный телефон

+7 (351) 220-14-11

Свяжитесь с нами

info@rmp74.ru, sbyt@rmp74.ru

Адрес

РФ, г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, 1-В


Строгановка на практике

«Железная» практика

Студенты Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова прошли летнюю производственную практику на Южном Урале. В Сатке они освоили способ литья по газифицируемым моделям (ЛГМ) на литейном участке «Ремонтно-механического предприятия», а в Златоусте попрактиковались в ковке и технике гравюры на металле в компании «АиР».

Горнозаводской край привлек студентов Строгановки не случайно: здесь выплавляемый металл, в течение веков ковавший экономическую опору державе, нашел и образное воплощение – в виде каслинского литья, златоустовкой гравюры и других «железных» художественных промыслов. А в Сатке сегодня литейное дело получило новый импульс в связи с внедрением современных технологий.

Забор по новой технологии

На литейном участке РМП во главе с руководителем практики известным скульптором Алексеем Шпаковским побывала группа из шести студентов академии. Это были Алексей Щербаков, Юлия Сребродольская, Эллина Барзенкова, Татьяна Лезенкова, Антон Соосаар и Иван Фадин. Пользуясь широкими возможностями компьютерного программирования пенополистирольных моделей, которые при литье выжигаются металлом, они изготовили достаточно сложные по конфигурации изделия – литые секции ограды.

- Обычно заборы делают методом ковки или сварки из отдельных элементов. Почему Вы со студентами избрали для изготовления этих изделий литьё? – задаю вопрос преподавателю кафедры художественного металла МГХПА Алексею Шпаковскому.

- Чугунное литьё гораздо древнее, чем сварной способ. Раньше кованые решетки делались так называемой кузнечной сваркой, когда соединяемые части раскалялись в горне. Так делали якоря для кораблей: к телу якоря приваривали другие элементы. При литье чаще всего используется чугун, поскольку он обладает большой текучестью. Но раньше художественные изделия лили даже из стали, хотя она для этих целей и жестковата.

Литье – более трудоёмкий способ, но и более «красивый», даёт больше возможностей в исполнении сложных проектов. В фойе управления «Магнезита» я увидел настоящие литые шедевры – чугунные лавочки (это копии садовых диванов, хранящихся в краеведческом музее Златоуста и изготовленных на Златоустовской оружейной фабрике в конце XIX-начале XX века по модели Прусского королевского металлургического завода в Берлине; автор эскиза – К. Шинкель – прим. Авт.).

С другой стороны, малые архитектурные формы, изготовленные методом литья, более долговечны. Не раз замечал, в Москве сварные конструкции выдерживают практически сезон, после чего начинают ржаветь и разваливаться. А чугун стоит века, если его правильно поддерживать – вовремя наносить защитное покрытие. Видел литые чугунные решётки в одном из парков в Сатке. Выполнены они, как видно, еще в советское время, а стоят, как новенькие.

С пробой пера!

- Наши ребята – первокурсники (только один студент со второго курса), и это наша проба пера, – рассказывает Алексей Шпаковский. – Эскизов у нас было много, но специалисты литейного участка выбрали те из них, которые возможны в исполнении без технологического провала. Было изготовлено две секции чугунной ограды. Это задание было связано с конкретными объектами – офисным корпусом «Магнезита» и пешеходной зоной перед ним на улице Солнечной. У нас были снимки этого места и задача – сделать пятиметровый забор. Но, думаю, можно попробовать сделать более сложные изделия.

Хотелось бы и дальше сотрудничать с «Магнезитом», извлекая из этого взаимную выгоду. У нас практическая работа в вузе достаточно затратная, так как мы всё делаем из живого материала. Возможны разные варианты сотрудничества. Можно, к примеру, организовать научно-производственный класс, чтобы студенты участвовали в разработке дизайна изделий, производимых на литейном участке. Если городу и предприятию понравятся наши проекты, можно их и внедрить. Это, на наш взгляд, должны быть перспективные, долгоиграющие проекты, которые «Магнезит» сможет реализовать по всему бывшему Советскому Союзу. Для начала можно воплотить чей-то дипломный проект.

Презенты городам

Помимо Сатки, в течение недели студенты были в Златоусте – в компании «АиР», которая известна гравюрой на металле и изделиями из сверхпрочной стали, получаемой на предприятии по дамасской технологии – методом многочисленных проковок.

Эллина Барзенкова вела очень интересный проект. По собственному эскизу она изготовила оригинальный нож для пиццы, – рассказал Алексей Шпаковский. – Алексей Щербаков сделал кованый подсвечник. Юлия Сребродольская на готовом ноже вытравила свой рисунок. Иван Фадин нож сделал собственноручно. Татьяна Лезенкова сделала сувенир в форме наковальни. Антон Соосаар изготовил брелок, на котором вытравил портрет Строганова на фоне художественного планшета.

Напомним, студенты Строгановки оставили свой культурный след в городах, где они побывали. В Сатке осталась роспись на здании управления «Магнезита». А в Златоусте теперь стоит  оригинальная кованая скульптура, которую студенты и преподаватели столичной художественно-промышленной академии установили в оружейной слободе «АиРовка», ставшей в последние годы местом проведения масштабных кузнечных фестивалей. Недавно прошла очередная сходка мастеров по металлу под названием «Кузюки. Перезагрузка». Арт-объект, изготовленный по проекту Юрия Баранова и Михаила Чепыгина, представляет собой кузнечный горн с куполообразным пылающим огнем и висящим над ним плоским колоколом. На него нанесены слова «Златоуст» и «АиР». По словам Юрия Баранова, кованая композиция отображает дух огня и металла и духовность мастеров, увлеченных творческой работой.

ИСТОЧНИК: газета «МАГНЕЗИТОВЕЦ»